Сад с изюминкой

Владимир Ляпчев, мастер топиарного искусства
Тел. 8-9277-726-794
e-mail: topiary63@mail.ru

В небольшом коттеджном поселке в пригороде Тольятти (Самарская область, Россия) есть один участок, ставший в последние годы местной достопримечательностью. Это один из любимых моих объектов, на котором мне удалось воплотить многие идеи топиарного искусства. 

Участок имеет площадь 0,4 га. На нем располагается два жилых дома, баня, бассейн, беседки, водоем с фонтаном, плодовый сад и посадки многочисленных декоративных растений. Участку уже около двадцати лет. Начинался он с абсолютно пустого, ровного места. После возведения домов, хозяин, большой любитель растений, принялся самостоятельно засаживать свободное пространство. Он довольно много путешествовал по миру, насмотрелся красот. И первые деревья – канадские ели – он привез из-за границы. Позже и у нас в области появились свои садовые центры, питомники. Возможностей для садоводства стало больше. И постепенно сад на этом участке превратился в ботаническую коллекцию. Услугами ландшафтных дизайнеров хозяин не пользовался. А просто высаживал растения по своему вкусу, на свободные места.

Я появился на этом объекте два года назад (в 2009 году). Мое первое впечатление от этого сада – джунгли! И для начала, я занялся санитарной обрезкой, потому что деревья и кустарники были насажены так густо, что за ними было трудно ухаживать. Потом я предложил владельцу участка придать простые геометрические формы некоторым можжевельникам и туям. Взаимопонимание наше с владельцем было быстро достигнуто. И в конце концов мне был дан полный карт-бланш. Твори, что хочешь.

Сад преображался довольно быстрыми темпами. Так как на участке были обширные посадки разнообразных хвойных, то они стали моими первыми топиарными объектами, и послужили основой всей композиции. Хотя трудно сказать, что весь сад выдержан в одном стиле. Элементы пейзажного стиля соседствуют с геометрическими формами, фантазийные абстрактные композиции - с садовыми бонсаями (ниваки). Это объясняется тем, что семья здесь живет большая, разновозрастная. И каждому члену хочется иметь свой любимый уголок для души.

Например, мне захотелось сделать что-то интересное для младшего члена семьи – мальчика младшего школьного возраста. И из большого куста туи появился дракончик. Зимой на этот многострадальный куст сбрасывали снег с крыши, поэтому он имел неряшливый вид, с обломанными ветвями. Приглядевшись к очертаниям, я увидел в нем это сказочное животное с крыльями. И взялся за инструмент. Ребенку понравился результат, а это главное.

Много потрудился я над можжевельниками. Особо мое внимание привлекли большие кусты скального можжевельника в разных зонах участка. Надо сказать, что вообще скальный можжевельник растет быстро, и также стремительно приобретает вид большой неряшливой метелки. Считаю, что стричь его нужно обязательно, иначе это растение теряет свою декоративную привлекательность. А вот стрижку этот вид, как и большинство можжевельников, переносит хорошо. Итак, из трех кустов, растущих вместе на открытом пространстве около главного дома, появилась абстрактная геометрическая композиция под условным названием "Принц". Высота у нее около пяти метров. Забегая вперед, скажу, что мне вообще по душе абстрактные композиции. Они не приедаются, в них есть динамика. А это важно для объекта, который постоянно находится перед глазами. Из скальных можжевельников в других уголках сада у меня получились "Ирокез", "Вавилонская башня", "Веселый заяц" и живая изгородь "Солдатики". Кстати, об изгородях, которых на участке довольно много.
"Солдатики" располагаются за забором из крупных, прямоугольных балок. То есть, уже на улице. Каждый "солдатик" - это отдельный кустик скального можжевельника, сформированный в типичную топиарную фигуру "пудель". Изгородь прозрачная, нарядная. Не скрывает композицию сада. То есть выполняет чисто декоративную функцию. Здесь же за забором с внутренней стороны участка располагается изгородь повыше из кизильника блестящего. Она была высажена давно и к моменту моего появления была довольно высокой. Я придал ей форму прямоугольных волн, чтобы сохранилась прямая верхняя горизонтальная линия. Здесь все построено на игре этих горизонтальных поверхностей разного уровня.

Другая изгородь – горизонтальный винт, высотой около 2-х метров, ограждает пляжную зону с баней и купальным бассейном, от фруктового сада. У нее назначение чисто функциональное. Поэтому эта изгородь из туи западной довольно плотная. Ее продолжением является строй из скальных можжевельников – чередующиеся обратно-яйцевидные и заостренно-яйцевидные кроны на штамбах, высотой от 2 до 3-х метров.
Владелец этого участка в разных уголках расположил множество камней. Есть здесь разного размера гранитные валуны и каменистые горки. Так получилось, что тему роккариев хорошо дополнили ниваки, которые я выполнил из различных хвойных – елей, сосен, кипарисовика. Ниваки я их, конечно же, называю достаточно условно. Все-таки, это не японский сад, и мои работы только отдаленно по форме напоминают классические садовые деревья в японской традиции. Но в данный ландшафт они вписываются удачно.

Так получается, что именно хвойные растения стали для меня на этом участке основным материалом для творчества. Они хорошо переносят стрижку и держат форму из-за медленного роста. Но из-за этой их особенности – медленного роста – приходится запастись терпением, чтобы добиться осуществления замысла. Так в этом году я начал формирование ниваки из сосны обыкновенной, высотой около 2-х метров. Я убрал лишние ветви, чтобы просматривался рисунок ствола. Тем ветвям, что остались, я придал горизонтальное положение с помощью растяжек. Результат моей работы по формированию этого ниваки будет виден через два-три сезона.

Еще интересными получились абстрактные композиции из карликовых форм елей разных видов. Они похожи на живые валуны. Опять же, обыгрывается тема камней на участке. А вообще, подбирая «фасон стрижки» для любого растения, я стараюсь учитывать природную форму его кроны. По сути, я ее только слегка корректирую. Это относится и к лиственным породам.

Например, украшением территории между двумя домами является декоративная яблоня пурпурная. У нее красные листья, а весной деревце покрывается яркими пурпурными цветами. У этой яблони я убрал центральный проводник и придал кроне форму «рюмочки». Таким образом, дерево выглядит и естественно и необычно одновременно, причем сохраняет свою привлекательность даже в зимний сезон.
Центральное место в композиции всего сада занимают пять елей колючих. Они растут группой. Причем, все пять видны только из одной точки. Похоже на то, как расположены камни в японском саду камней. Какая-нибудь да прячется за соседкой. Этим елям я придал простую форму конуса, слегка приподняв штамб. Из-за приподнятого штамба появился еще один эффект: ели как бы парят над землей. Самое большое дерево в этой композиции достигает высоты 9 метров. Остальные чуть пониже – 5-7 метров. Стриг я их с земли, используя телескопические ножницы и сучкорезы, и лишь иногда забирался на стремянку. Кстати, решение о стрижке этих елей принималось с трудом, на семейном совете. Дело в том, что некоторые из них были посажены в честь детей владельца участка. Поэтому и подход к именным деревьям особый. Я приступил к работе только тогда, когда между всеми членами семьи было достигнуто согласие на фигурную стрижку.

Кстати, вообще надо сказать, что не все в моей работе над этим участком складывалось гладко. Первые полгода меня вообще сад не принимал. Я приезжал после работы опустошенный и очень уставший. Чувствовалось какое-то сопротивление, которое я не могу объяснить рациональными причинами. А потом, когда сад меня принял, все пошло легко и с удовольствием.

Не принимал моего «издевательства» над растениями поначалу и садовник, ухаживающий за садом. Но в конце концов и он увлекся преображением участка. Надо отдать должное этому человеку, сад ухожен всегда. Даже летом 2010 года, когда на Поволжье обрушилась засуха, в саду ничего не засохло, все цвело и благоухало. Газоны содержатся в идеальном состоянии. Все растения не только вовремя поливаются, но и удобряются. А это очень важно как раз для тех деревьев и кустарников, которые подвергаются активной стрижке.

Да и вообще, в основном вид любого искусственно созданного ландшафта во многом зависит от ухода. И важно не только придать интересные формы, высадить новые растения. Вида не будет, если будут торчать засохшие ветки, виднеться проплешины на газоне, валяться мусор на дорожках. Один из моих девизов: без ухода нет красоты. И я рад, что этот участок выделяется среди других не только своей необычностью, но и ухоженностью.

Не смотря на то, что сад уже сейчас привлекает к себе внимание, моя работа в нем будет продолжена. От каждой стрижки кроны становятся гуще, раз от раза четче прорисовывается форма, которую я задумал. Сейчас уже становится понятно, что некоторые растения необходимо перенести в другие места, а некоторые – совсем убрать. Композиция каждого отдельного уголка этого сада живет и развивается. Как гласит древняя мудрость: "Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует".

 

Автор статьи: Владимир Ляпчев
Фото: Владимир Ляпчев, Маргарита Маркелова
Источник: http://владимирляпчев.рф 

Фотогалерея

Перейти в галерею

Публикации

01.01.2014 | Владимир Ляпчев "Формируем и стрижем хвойные" (продолжение)

01.12.2013 | Владимир Ляпчев "Формируем и стрижем хвойные" (начало)

05.04.2011 | Топиарное искусство в России

В журнале издательства «Август Медиа Групп» "ГОРОД Благоустройство территорий" № 3 (31) от 05.04.2011 на стр. 22-23 в разделе новости опубликована статья Ирины Немовой о мастер-классе Владимира Ляпчева "Топиарное искусство в условиях России. Фигурная стрижка деревьев и кустарников 4-5 зон зимостостойкости", прошедшего в  Казани 2 февраля 2011 года.