Владимир, мастер топиари, или Железный дровосек с зеленым сердцем

Не каждому это дано. Вдруг почувствовать влечение к какому-то делу, занятию. Попробовать что-то принципиально новое для себя и перевернуть жизнь. Наш сегодняшний герой менял неоднократно все в себе и вокруг себя.

Его трудовая книжка – наглядное тому подтверждение. В ней записаны должности от директора до дворника. И еще не понятно, что он сам считает для себя большим достижением. "Ведь главное, – говорит он спокойно и уверенно, – жить в гармонии с собой и миром". Судя по всему, ему это удается. После долгих исканий Владимир нашел занятие, которое, внося мир в душу, активно гармонизирует внешнее пространство.

Впрочем, пришла пора представить Владимира Ляпчева более определенно. Знакомьтесь: мастер топиарного искусства. Готова держать пари, что большинство наших читателей ни разу не слышали о таком, но вот плоды его видели хотя бы раз в жизни. Топиарное искусство, как свидетельствуют словари, – это искусство художественной стрижки растений. Зеленые шары, фигуры животных, конусы и спирали, стены из кустов и деревьев – все это топиари. И, как и во всяком искусстве, достичь мастерства здесь совсем не просто.

Владимир прошел довольно затейливый путь к зеленой архитектуре.

Из менеджеров в гастарбайтеры

После школы Володя хотел поступать на художественно-графический факультет. Но побоялся сдавать математику. «Я чистый гуманитарий по складу ума, – говорит он, – математику точно бы не сдал. А рисовал с детства».

Потом сделал парадоксальный на первый взгляд жизненный выбор: пошел учиться на исторический факультет Московского педагогического института. Между лекциями и семинарами успевал расписывать матрешки и продавать их на Арбате. "Богохульством, конечно, занимался, – улыбается он, – рисовал лики на матрешках. У меня их итальянцы в основном покупали. Неплохо зарабатывал по тем временам. В росписи матрешек есть одна сложность: надо переносить плоское изображение иконы на объемную заготовку. Приходилось ломать композицию, чтобы сохранить суть. Но у меня это получалось – трансформация пространства".

После окончания института пошел по стезе учителя истории. Но тут начались лихие девяностые. Где только Владимир не работал в это время! Большинство записей в трудовой именно тогда и были сделаны. Занимался бизнесом, служил в муниципальных структурах. Из него получился успешный менеджер: Владимир работал региональным представителем по продаже трансформаторов. Но тольяттинский трансформаторный завод стали банкротить. Владимир довел все свои проекты до конца, выполнил все свои обязательства перед заказчиками и решил распрощаться с бизнесом. Жизненная спираль совершила очередной виток.

В это время его маленький сын ходил в садик, а мест, как всегда, в дошкольных учреждениях не хватало. Полгода пришлось платить немалые деньги за коммерческую группу. Это были чрезмерные траты, и на семейном совете решили, что кто-то должен устроиться в сад, тогда можно будет рассчитывать на бюджетное место. Так Владимир оказался на должности сторожа-дворника.

Спокойно отработал зиму. А по весне начал куражиться, как он сам говорит. То есть взял в руки топор и ножницы да и привел в порядок насаждения на своем участке в детском саду. В сумерках и под покровом ночи настриг два КАМАЗа веток. "Крику было поначалу!" – вспоминает он. Утром вызывает и. о. заведующего: "Что вы там натворили?! Торчат палки!" Но в первом детском саду, к которому Владимир приложил руки, «Золотом ключике», до сих пор стараются поддерживать те формы, которые он придал кустарникам и деревьям.

В то время Владимир сам не понимал особо, что он делает, руководствовался прежде всего интуицией и вкусом. О топиарном искусстве даже не слышал! Но по мере накопления опыта стали приходить и нужные знания. Владимир вышел на контакт с городским ландшафтным клубом. И руководитель клуба Ольга Полякова сказала ему: "Если хочешь заниматься топиарным искусством серьезно, ты должен пройти школу садовника". А Владимир и так считал (и считает), что к любому делу надо подходить профессионально, если уж берешься. Он устроился садовником в частный коттедж, начал изучать литературу. Так хобби постепенно начало перерождаться в основное занятие жизни.

"Школу ландшафтного дизайна, – смеется Владимир, – я прошел в позе «зю», возясь с огромным количеством однолетников. Ведь сотни кустов петуний да пеларгоний надо не просто посадить, но и поливать, подвязывать, удобрять и прочее, и прочее". Но возню с однолетниками Владимир считает все-таки чисто женским занятием, в отличие от топиарного искусства. Для создания топиари нужны сила и выносливость. И Владимиру здесь помогает спортивная закалка: он с детства ведет активный образ жизни. Кроме того, в топиарном искусстве надо уметь ждать. На создание определенной композиции может уйти не один год, чтобы все выросло так, как задумал мастер. "А женщинам все надо было вчера! – улыбается Владимир. – Они же ждать принципиально не умеют". Тут я как женщина могла бы и поспорить, но против чего действительно нет возражений – это уникальный глазомер Владимира. Ведь он выстригает правильные и фантазийные формы практически только на глаз. У него удивительное объемное мышление! "Иногда для заказчика, – говорит Владимир, – я приношу солидные измерительные приспособления. Но мне на самом деле они не очень нужны. Я линии и так вижу".

Не самшитом единым

Считается, что классические топиарные растения, идеально подходящие для стрижки, – самшит и тис. Самшит – лиственный вечнозеленый кустарник. Тис – хвойное растение. Объединяет их медленный рост и хорошее отношение к обрезке. В нашем климате эти растения практически не растут, поэтому долгое время считалось, что и топиарное искусство отсутствует по определению. Но мы же не ищем легких путей! И самшит легко заменяется мелколиственным вязом. Правда, стричь наши лиственные кустарники надо чуть ли не раз в две недели, тогда как для поддержания формы самшита достаточно пройтись по нему инструментом два раза за сезон. "Хвойные, – говорит Владимир, – более благодатная культура для создания топиари, потому что растут медленно". Кстати, последнее время в Поволжье и тис с самшитом научились выращивать.

Удивление и восхищение вызывает композиция из елей, которую создал Владимир Ляпчев в Санчелеево. Там на фоне куполов действующей церкви зеленой тенью вырастают ели, которым придана та же форма. Зеленые стены и купола. Чем не храм природы?

Кстати, друзья Владимира часто шутливо упрекают его, что он насилует живую природу. Однако это совсем не так. Владимир никогда не жертвует благополучием самого растения ради воплощения своих творческих замыслов. Более того, все топиари получаются удачно, только если следовать естественным потребностям в росте кустарника или дерева. "Обязательно надо учитывать биологию растения, направление роста веток и другие особенности, – считает мастер. – Сначала я следовал своему замыслу. Например, хочу сделать куб и выстригаю его. А сейчас я уже смотрю на растение и вижу: этот вяз может быть, например… птичкой. Нужно использовать ту форму, к которой стремится растение, и подчеркнуть ее. Не всегда надо и ножницы применять. Где-то можно ветки связывать, придавая им то направление, которое нужно. Тонкостей очень много! Например, взять спирею японскую, кустарничек такой. Она цветет только на побегах текущего года. Поэтому если мы ее весной срезаем на пень, оставляя сантиметров восемь, то в июне она уже дает цветоносы. После цветения ее можно снова остричь, и тогда она порадует цветами второй раз за сезон. А есть спиреи, которые цветут на побегах предыдущего года. И если вы ее весной постригли, то цветов в этом сезоне не ждите". Владимир готов, как мне кажется, бесконечно говорить о вязах, елях, ветках и формах. И, слушая его, я понимаю, в чем, собственно, отличие ремесленника, пусть даже очень добросовестного, от мастера. Работая на объекте, причем не важно, каком – навороченном коттедже или заштатном детсадовском дворе, – Владимир живет жизнью своего творения. Он готов заниматься топиари даже бесплатно и всегда выкладывается полностью. "Была у меня начинающаяся звездная болезнь, – рассказывает Владимир. – Одно время активно показывали по ВАЗ ТВ. Появилась востребованность. И как-то я ехал на объект и вдруг поймал себя на рассуждениях, что маловато мне там обещают заплатить. Но тут же в корне пресек эти мысли. Еще чего! Тебе дают возможность заниматься любимым делом".

Возможность заниматься любимым делом Владимир Ляпчев отстаивал годами. Преодолевал косность, непонимание окружающих. Он много делал и делает для того, чтобы город дорос до понимания топиарного искусства. Любой уголок городской территории благодаря умелой огранке можно превратить в бриллиант. Надо просто захотеть. И уже сейчас наметились позитивные сдвиги: в сотрудничестве с Владимиром заинтересованы городские чиновники. Традиций ландшафтного искусства у нас в Тольятти, конечно, нет по сей день, как и многих других. Но есть хороший повод положить им начало. «Основа ландшафтного дизайна – это уход, – уверен Владимир. – Мало посадить, создать композицию: без последующего ухода не будет достойного вида. И начинать надо именно с этого. Пусть для начала в городе не будет мусора, пусть будут постриженные зеленые газоны и изгороди. Тогда и выглядеть городские кварталы будут ухоженными. А уж воплотить творческие задумки в любом стиле – не проблема! Если появится культура садоводства, тогда будет востребовано и топиарное искусство».

Автор статьи: Ирина Хавронич
Фото: Владимир Ляпчев
Источник: http://www.vdmst.ru/04-08-2009/12004

Фотогалерея

Перейти в галерею

Публикации

01.01.2014 | Владимир Ляпчев "Формируем и стрижем хвойные" (продолжение)

01.12.2013 | Владимир Ляпчев "Формируем и стрижем хвойные" (начало)

05.04.2011 | Топиарное искусство в России

В журнале издательства «Август Медиа Групп» "ГОРОД Благоустройство территорий" № 3 (31) от 05.04.2011 на стр. 22-23 в разделе новости опубликована статья Ирины Немовой о мастер-классе Владимира Ляпчева "Топиарное искусство в условиях России. Фигурная стрижка деревьев и кустарников 4-5 зон зимостостойкости", прошедшего в  Казани 2 февраля 2011 года.