Пейзажные картины
Хочу пояснить, что я понимаю под термином "пейзажная картина" и в чем ее отличие от просто пейзажа. Пейзажная картина, а не просто ландшафтная композиция появляется тогда, когда рукотворный ландшафт сливается с натуральным (его в данном случае называют заимствованным) пейзажем так, что не видно границы. Такое возможно далеко не на всех участках. Ведь, в большинстве случаев сад имеет четкие границы в виде заборов, а иногда за оградой участка есть только другие жилые территории, а вовсе не красивые виды природы.
Я считаю, что если за границами вашей территории есть достойный заимствованный пейзаж, то грех не воспользоваться этим преимуществом.
Как создается пейзажная картина? Позволю себе привести пример из живописи. В картине всегда есть передний план, с четко прорисованными, контрастными деталями. И задний – там границы между предметами размыты. Есть также средний план, промежуточный. Так в картине достигается объем, появляется перспектива. Для того, чтобы создать пейзажную картину то же самое необходимо проделать на натуре.
Мое поле деятельности, как правило, средний план, потому что план ближний по большей части составляют цветы или другие травянистые растения, а также элементы садовой мебели, скульптуры и прочие дизайнерские штучки. А вот средний план – это кроны садовых деревьев и крупных кустарников. Здесь я прорисовываю отдельные детали, создаю новый рисунок, проявляю новые объемы. Причем делаю это так, чтобы появилась связь ландшафта рукотворного и заимствованного. Техники для решения этой задачи используются самые разные: формовка, обрезка, стрижка, загиб ветвей, то есть весь арсенал мастера топиарного искусства.
По моему мнению, при «рисовании» пейзажной картины вовсе не обязательно видоизменять все деревья и кустарники, которые попадают в воле зрения. Иногда достаточно просто добавить некоторые штрихи, проявить контрасты, добавить ярких деталей, а от каких-то деталей, возможно, избавиться. Главное, увидеть картину сначала внутренним взором, а потом максимально точно ее воплотить в реальности. Причем, в идеале увидеть и понять картину в разные сезоны. Бывает так, что уместность и красота стриженых форм лучше всего проявляются монотонно-зеленым летом, или черно-белой зимой, или тусклой весной, когда не распустились листья. А может и осенью. Ведь взрывы цвета, которые мы тогда наблюдаем, случаются не у всех растений. И можно подобрать сорта и виды так, чтобы они именно в осенней окраске контрастировали с природным пейзажем.
Создание пейзажной картины каждый раз для меня творческая задача. И что может быть самое главное, эта задача никогда не может быть решена один раз и навсегда. Растут растения в саду, меняется пейзаж за оградой. И получается, что пейзажная картина живет собственной жизнью. Это не застывшая фотография, а скорее слайд-шоу.